Call-center 1411

Вы здесь

"Возвращение надежды. "Дорожная карта занятости-2020" уже помогла сотням тысяч казахстанцев", газета "Central Asia Monitor" от 06.12.2013 г.

Слово “безработица” хорошо знакомо многим еще с детства.   Правда, в те далекие советские времена о ней говорили как о проблеме “загнивающего и умирающего Запада”. Прошло много лет, Запад так и продолжает существовать, несмотря на то, что данные по количеству не имеющих постоянной работы там периодически бьют рекорды.

Своевременная программа

Безработица появилась и у нас, причем стала для многих настоящей проблемой уже в суровой взрослой реальности. Переход к новым экономическим отношениям, помимо преимуществ выбора, предоставляемых рыночной экономикой, неизбежно принес с собой и все ее слабые стороны. Нельзя сказать, что в городах Казахстана безработица носит тотальный характер, она скорее структурная: работа есть (ее в общем-то несложно найти), просто зачастую трудно устроиться на определенные должности и специальности, ну, и естественно, на определенный уровень заработной платы.

В небольших городах, а особенно в сельской местности, проблема стоит острее. Экономические перемены привели к закрытию многих градообразующих предприятий, прекращению деятельности многочисленных колхозов и совхозов. Людям, проживающим в отдельных регионах, действительно негде работать. Выход видится в поддержке малого бизнеса, фермерских хозяйств, то есть в создании ситуации, при которой человек сам может создать себе рабочее место. Однако предпринимательство – не простой путь, и далеко не у всех есть инициатива, возможности для создания своего, пусть и очень маленького бизнеса. Без специальных программ, направленных на борьбу с безработицей и рост занятости населения, наши моногорода и поселки могут просто не выжить. Мертвые города – страшная картина, сначала из них уезжает молодежь, стремящаяся в крупные мегаполисы, где она может найти работу. Постепенно за молодыми тянутся и люди среднего возраста, город становится депрессивным, в нем уже невозможно вести какой-то бизнес, так как нет платежеспособного населения. К сожалению, подобные города сегодня в Казахстане есть, и эту проблему необходимо решать.

К счастью, понимание проблемы безработицы в Казахстане существует сегодня на самом высоком уровне. В текущем году правительством была разработана и утверждена программа “Дорожная карта занятости-2020″. Основанием для ее разработки послужило Послание президента РК народу “Стратегия “Казахстан -2050″. В нем глава государства назвал безработицу одной из главных угроз и прямо указал на меры, которые необходимо предпринять для решения этой проблемы в Казахстане. В частности, Нурсултан Назарбаев отметил: “Фактическое трудоустройство должны обеспечивать все программы, реализуемые в стране, – и государственные, и отраслевые, а не только какая-то их часть. Поэтому поручаю правительству и акимам уже в 2013 году интегрировать все ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса, разработать механизмы выделения бюджетных средств в те регионы, где наблюдается высокий процент безработных и людей с низкими доходами. Ответственность за выполнение этой обновленной программы я закрепляю персонально за премьер-министром и акимами”.

В ходе реализации задач, поставленных в “Дорожной карте занятости-2020″, к 2016 году планируется достижение следующих результатов: уровень бедности должен быть не выше шести процентов; уровень безработицы – не выше пяти процентов; доля продуктивно занятых в общем числе самостоятельно занятого населения должна увеличиться до 64,5%. Данная программа включает в себя необходимые в современных условиях оперативные меры реагирования в случае ухудшения ситуации в мировой экономике, а также системные меры по обеспечению продуктивной занятости казахстанцев.

Реализация “Дорожной карты занятости-2020″ в первую очередь направлена на повышение эффективности казахстанского рынка труда, обучение, трудоустройство, содействие в открытии и расширении собственного дела по месту жительства, а в случае отсутствия таких возможностей содействие добровольному переезду из населенных пунктов с низким экономическим потенциалом в населенные пункты с высоким экономическим потенциалом и центры экономического роста с целью расширения доступности продуктивной занятости. Эта “Дорожная карта” является логическим продолжением “Программы занятости-2020″, принятой в 2011 году.

 

Шанс для сельчан

Какие же новшества привносит в сферу занятости новая программа?

По информации курирующего ее ведомства, первое направление “Дорожной карты занятости-2020″ (“ДКЗ-2020″) обеспечит занятость через развитие инфраструктуры и ЖКХ. В рамках этого направления намечается обеспечить занятость граждан на работах, связанных с капитальным, средним и текущим ремонтами объектов ЖКХ, инженерно-транспортной инфраструктуры и социально значимых объектов, преимущественно в сельской местности. “ДКЗ-2020″ позволяет более мобильно использовать трудовые ресурсы не только в пределах одного района, но и области, и всей республики, то есть расширяются возможности сельчан во временном трудоустройстве в рамках любых инвестиционных проектов.

Следующее, второе, направление предусматривает обеспечение занятости через развитие сельского предпринимательства путем точечной поддержки инициатив сельчан по созданию и развитию собственного дела с предоставлением микрокредитов. Идея не нова, сумма микрокредита на одно личное подсобное хозяйство составляет до 3 млн. тенге, а ставка вознаграждения для конечного заемщика – не более 6%. Очень важным моментом является то, что во второе направление “ДКЗ-2020″ дополнительно включен отдельный раздел – “развитие опорных сел”. Он предусматривает комплексное развитие села с высоким и средним потенциалом социально-экономического развития за счет концентрации мер государственной поддержки.

Это направление программы дает новый толчок развитию опорных сел, акимам сельских округов предоставляется возможность включиться в реализацию инвестиционных проектов в рамках “ДКЗ-2020″. Благодаря этому открывается перспектива вовлечения в продуктивную занятость самостоятельно занятых (в личных подсобных хозяйствах) работников. И здесь есть свои преимущества – это дополнительные стимулирующие условия при реализации данного компонента: максимальная сумма кредита на одно личное подсобное хозяйство участника программы, на одного члена сельского потребительского кооператива из числа участников программы может быть выше 3-х миллионов тенге. Кроме того, для людей, объединившихся в сельские потребительские кооперативы, будет предусмотрено выделение микрокредитов в денежном и товарном выражении для реализации конкретных проектов, а также выделение грантов на приобретение необходимого оборудования и технологий.

Вопрос занятости на селе стоит особенно остро, поскольку рабочих мест в сельской местности в последние годы немного, и выходом для многих было бы небольшое собственное дело. Однако начать его зачастую невозможно из-за отсутствия стартового капитала. И “Дорожная карта занятости-2020″ призвана облегчить селянам задачу в поисках, открытии и реализации таких проектов. Щадящий режим – 6% годовых на пять лет с льготным полуторагодовым периодом при максимальном займе в три млн.тенге (для опорных сел пять млн. тенге) позволяет взвесить возможности и сделать рациональный выбор. Имеется перечень приоритетных направлений предпринимательства на селе в разрезе отраслей экономики, из которых участники второго направления могут сделать свой выбор.

Настоящий, тяжелый труд – на земле, и он должен хорошо оплачиваться. Зарабатывать жителям села, используя предоставляемые “Дорожной картой” возможности, вполне реально. Главное – не сидеть сложа руки, а, разработав бизнес-план, попытаться реализовать его. Спрос на сельхозпродукцию очень высок, он будет только расти, и государство дает реальный шанс через “Дорожную карту занятости-2020″ начать свое дело.

Новая программа в качестве весомого стимула дает сельским жителям возможность до открытия своего дела пройти обучение по ведению бизнеса на бесплатных месячных курсах основ предпринимательства с предоставлением материальной помощи, ведь многие сельчане просто опасаются начинать свое дело, поскольку владеют неполной информацией о правильном планировании и ведении собственного бизнеса.

 

Работа найдется везде

Третье направление программы предполагает обеспечение занятости через обучение и переселение. Здесь впервые применены такие понятия, как мобильность трудовых ресурсов в рамках потребностей работодателя.

Программой предусматривается создание условий, при которых работнику может быть оказано содействие в переселении к месту постоянной работы. Определяются порядок и возможности внутренней миграции рабочей силы. Так, в “ДКЗ-2020″ говорится, что переезд участников программы из населенных пунктов с низким потенциалом социально-экономического развития в населенные пункты с высоким потенциалом социально-экономического развития и центры экономического роста может осуществляться:

1) внутри одного района;

2) из одного района (города областного значения) в другой район (город областного значения) в пределах одной области;

3) из одной области в другую.

Критерии для определения населенных пунктов с низким, средним и высоким потенциалом социально-экономического развития разрабатываются и утверждаются центральным уполномоченным органом по вопросам регионального развития и доводятся до сведения оператора программы.

“ДКЗ-2020″ предусматривает прямую поддержку участников, решившихся на переезд в место, где их ждет потенциальное место работы:

1) содействие в трудоустройстве на новом месте жительства;

2) предоставление служебного жилья;

3) предоставление комнат в общежитиях для трудовой молодежи;

4) предоставление субсидий на переезд;

5) обучение на курсах профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации (при необходимости).

Субсидии включают в себя возмещение расходов на переезд. В регионах реализуются проекты по строительству служебного жилья, которое теперь строится при участии работодателя и государства с выделением необходимых субсидий. Помимо прочего, в программе заложены меры по профессиональному обучению будущих претендентов на рабочие места. Обучение и содействие в трудоустройстве включает в себя меры, направленные на помощь лицам, имеющим право на участие в трудоустройстве, подготовке, переподготовке и повышении квалификации.

В рамках данного направления участникам программы оказываются следующие виды государственной поддержки:

1) консультации по вопросам профессионального обучения, трудоустройства и профессиональной ориентации;

2) направление на бесплатные курсы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки (далее – профессиональное обучение);

3) предоставление материальной помощи на профессиональное обучение;

4) поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве, в том числе на социальные рабочие места и молодежную практику.

Профессиональное обучение входит в государственный образовательный заказ, размещаемый в порядке, определенном в Правилах организации и финансирования обучения, содействия в трудоустройстве лиц, участвующих в активных мерах содействия занятости, и предоставления им мер государственной поддержки.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации наемных работников с отрывом или без отрыва от производства осуществляются по заявке работодателей при условии сохранения и предоставления участнику программы рабочего места.

К обучению привлекаются только те образовательные учреждения, в которых практикуется принцип дуального обучения. То есть работодатель сам предоставляет базу для практики и принимает непосредственное участие в обучении будущего работника. Обучение и переобучение по специальностям идет при участии работодателя, т. е. у последнего появляется возможность не просто трудоустроить специалиста, а перед тем, как принять человека на работу, направить его на обучение или переобучение за счет бюджетных средств. Продолжительность профессионального обучения участников “ДКЗ-2020″ устанавливается в зависимости от содержания учебной программы.

Одной из стимулирующих мер для работодателя должна стать практика социальных рабочих мест. Также возможна молодежная практика для специалистов без опыта работы по заявкам работодателя.

С 1 сентября для молодежи предлагается профес­сио­нальное обучение по специальностям, востребованным на рынке труда каждого региона – электрогазосварщик, слесарь-электрик по ремонту электрооборудования, повар, бухгалтер, модельер-закройщик, мастер столярного и мебельного производства, пекари т.д. Как видно, предлагаются специальности как для юношей, так и для девушек. Это актуально особенно для тех, кто еще не определился с выбором профессии или решил приобрести рабочую специальность, которая реально обеспечивает получение материального дохода.

 

За каждой цифрой – человеческая судьба

Программа предусматривает множество практических и полезных мер по увеличению занятости населения нашей страны и борьбе с безработицей. О ее эффективности можно судить по ряду положительных примеров.

Так, в Северо-Казахстанской области согласно данным, приведенным главой региона Саматом Ескендировым, внедрение и реализация “ДКЗ-2020″ оказали позитивное влияние на основные показатели рынка труда. Наблюдается рост численности наемных работников на тысячу человек, снижение численности безработных на 2,5 тысячи, уменьшение числа самозанятого населения за время действия программы на 14 тысяч.

В Шымкенте “Дорожная карта занятости-2020″ помогла получить жилье и работу 127 молодым семьям. Ключи от новых квартир в микрорайоне “Нурсат” областного центра получили дети-сироты, молодые семьи из неперспективных районов ЮКО.

В Павлодарской области в программе участвует свыше 2,5 тысячи человек из числа молодежи, сообщает руководитель областного управления по вопросам молодежной политики Данияр Шапишев: “В этом году из 3644 социальных контрактов 1544, или 42,4%, заключили именно молодые люди. Из 487 микрокредитов, выданных по госпрограмме, 142 получила молодежь”.

Более 9 тыс. акмолинцев стали участниками программы “Дорожная карта занятости-2020″ за три года ее реализации. Подписано свыше шести тысяч социальных контрактов. Кроме того, создана 31 тысяча новых рабочих мест, большая их часть – 17,2 тыс. – на постоянной основе. Сегодня в регионе планируется реализовать 98 проектов, направленных в основном на капитальный ремонт школ, детсадов, дорог и реконструкцию водопроводных сетей. Благодаря этому дополнительно будут созданы порядка 1 350 рабочих мест. С начала года 230 человек получили более полумиллиарда тенге кредитов на организацию собственного дела. Следует отметить, что почти треть участников этого направления программы – женщины. К примеру, предпринимательница из Буландынского района Кадиша Исмакова на полученный ею кредит в три млн. тенге организовала в родном Макинске автобусный маршрут. Тем самым она не только значительно улучшила собственное материальное положение, но и внесла вклад в совершенствование транспортного обслуживания в своем районе, плюс создала рабочие места для некоторых своих земляков.

Нелишне будет отразить и общие результаты реализации программы по стране. За время ее действия государственную поддержку получили более 256 тысяч человек.

По первому направлению, когда занятость обеспечивается за счет развития инфраструктуры и жилищно-коммунального хозяйства, из запланированных 2305 объектов завершена реконструкция и ремонт 1485 объектов. В реализацию инфраструктурных проектов было вовлечено 26 419 человек, из них 14 818, или более половины, – участники программы.

В рамках второго направления (создание рабочих мест через развитие предпринимательства и развитие опорных сел) за 2011-2013 годы обучение основам предпринимательства прошли 19787 человек; 16490 получили микрокредиты, из них 68% – на открытие собственного дела, 32% – на расширение бизнеса. Общий объем выданных микрокредитов составил 33,7 млрд. тенге.

Согласно третьему направлению, профессиональным обучением охвачено 108 859 человек. Уже завершили обучение 78 857 человек, из них трудоустроены 66 124, или 84% от числа завершивших обучение. Временную занятость, то есть направления на социальные рабочие места и молодежную практику за счет государственной поддержки, получили более 113,7 тысяч участников программы. Объем финансирования составил 54,5 млрд. тенге. На 1 ноября 2013 года завершено строительство 960 домов, а это 3408 квартиры. Участниками программы и членами их семей уже заселено 912 домов, или 3150 квартир.

Резюмируя все эти статистические данные, нельзя не сказать следующее. Цифры и условные обозначения не могут передать полноту всей картины, ведь за ними стоят десятки, сотни, тысячи человеческих судеб. Скольким людям за время действия программы удалось обрести надежду на безбедное будущее, сколько семей удалось сохранить от распада, сколько детей осталось воспитываться в семьях благодаря тому, что их родители обрели новую профессию, открыли свое дело, устроились на работу и могут обеспечить собственных детей всем необходимым. Таких данных, к сожалению, нет и, возможно, об этом общественность никогда не узнает. Но здесь важно другое – что каждый из участников Программы, каждый, кто прошел обучение, переехал из заброшенного села в пригород или город, получил работу, открыл дело, получив микрокредит, знает сам, насколько ценно, когда людям дают возможность снова обрести надежду. Надежду на счастливое будущее.

 

Константин ТРОЦЕНКО

 

13.12.2013