Call-center 1411

Вы здесь

"Маршруты "Дорожной карты". Эффективность государственных программ и инициатив налицо", газета "Литер" от 13.12.2013 г.

Около года назад Глава государства Нурсултан Назарбаев обратился с Посланием народу Казахстана с новой программой «Стратегия «Казахстиан - 2050»: новый политический курс состоявшегося государства». Среди прочего главной задачей значится не допустить роста бедности. «Бедность не должна стать социальной перспективой ни для одного казахстанца. Главная угроза мировой нестабильности - рост безработицы. Фактическое трудоустройство должны обеспечивать все программы, реализуемые в стране, - и государственные, и отраслевые, а не только какая-то их часть... Правительству и акимам уже в 2013 году интегрировать все ранее принятые программы по развитию предпринимательства и поддержке бизнеса. Разработать механизмы выделения бюджетных средств в те регионы, где наблюдается высокий процент безработных и людей с низкими доходами», - отметил Назарбаев.

 

Повышение качества жизни населения, развитие и реализация  потенциала человеческих ресурсов должны лежать в основе социальной защиты государственной политики любого государства. В нашей стране социальная политика на особом счету, и в ней большое значение предается обеспечению занятости населения, ведь от этого зависит, прежде всего, повышение уровня доходов казахстанцев, а значит качество жизни каждого из нас.

 

В этой связи по поручению президента была разработана и одобрена Правительством  государственная Программа «Дорожная карта занятости - 2020». Сроки и этапы реализации программы обозначены следующим образом: 1 этап – 2013-2015 годы; 2 этап – 2016-2020 годы. В Программе сконцентрированы меры повышения продуктивной занятости самостоятельно занятого населения, развития предпринимательства, усиления адресных мер социальной поддержки, снижения иждивенчества и стимулирование трудовой активности, снижения и недопущение роста уровня безработицы.

 

Реализация программы «Дорожная карта занятости — 2020» осуществляется по трем направлениям. Первое направление — это обеспечение занятости через реализацию инфраструктурных проектов и жилищно-коммунального хозяйства. Второе направление включает в себя создание рабочих мест через развитие предпринимательства через расширение или открытие собственного бизнеса, то есть поддержку частной предпринимательской инициативы населения, а также комплексного развития опорных сел. Третье направление содействует трудоустройству через обучение, переобучение и повышение квалификации. Также возможна молодежная практика для специалистов без опыта работы и трудоустройство на социальные рабочие места по заявкам работодателя. Здесь же предусмотрено переселение в рамках потребностей работодателя, что способствует повышению мобильности трудовых ресурсов.

 

Все направления, которые реализовывались в ранее существующей Программе «Занятость — 2020», продолжают работать. С одной лишь поправкой: в «Дорожной карте занятости - 2020» учтены все проблемные вопросы, которые возникли в ходе реализации предыдущей программы. «ДКЗ - 2020» позволяет более мобильно использовать трудовые ресурсы не только в пределах одного района, но и области, и всей страны, таким образом, расширяя возможности сельчан во временном трудоустройстве в рамках любых инвестиционных проектов.

 

Обучение и переобучение по специальностям идет в совокупности с работодателем, у которого появилась возможность не просто трудоустроить специалиста, а перед тем как брать его на работу, направить на обучение или переобучение за счет бюджетных средств.

Кроме этого, очень важным моментом является то, что в «Дорожную  карту занятости - 2020» дополнительно внесен отдельный раздел  - «развитие опорных сел», который предусматривает комплексное развитие села с высоким и средним социально-экономическим потенциалом за счет концентрации мер государственной поддержки. За счет комплексного развития опорных сел открывается перспектива вовлечения в полноценную экономическую активность самостоятельных работников, занятых на личных подсобных хозяйствах, и системное развитие опорных населенных пунктов. И здесь есть свои преимущества – дополнительные стимулирующие условия при реализации данного компонента: на одно личное подсобное хозяйство участника программы, на одного члена сельского потребительского кооператива из числа участников программы максимальная сумма кредита может выдаваться не три миллиона тенге, как раньше, а до пяти миллионов тенге.

 

Это особенно важно, ведь вопрос занятости на селе стоит очень остро, потому что рабочих мест в сельской местности в последние годы немного, и выходом для многих является небольшое собственное дело. Однако начать его зачастую невозможно из-за отсутствия стартового капитала. А учитывая возможности Программы, можно сказать, что эта задача облегчена.  Сельчанам теперь проще определиться, чем ему заниматься, легче начать свое дело и успешно его вести. Щадящий режим – 6 процентов годовых на 5 лет с льготным периодом в полтора года при максимальном займе в 3 миллиона тенге, а для опорных сел – 5 миллионов тенге, позволяет взвесить свои возможности и сделать рациональный выбор. Кроме того, Программа дает сельским жителям возможность пройти обучение на бесплатных месячных курсах по основам ведения бизнеса с предоставлением материальной помощи.

 

Имеется перечень приоритетных направлений предпринимательства на селе в разрезе отраслей экономики, по которым участники второго направления могут сделать свой выбор. Для одного региона характерно животноводческое направление, для другого - растениеводство. Статистика показывает, что четверо из пяти заемщиков, получивших микрокредиты на развитие или открытие собственного бизнеса, вкладывают полученные деньги именно в сельское хозяйство.

 

Для молодежи Программа предлагает профессиональное обучение на специальности, необходимые в конкретном регионе. Все эти специальности входят в государственный образовательный заказ. Это особенно актуально для тех молодых людей, кто еще не определился с выбором специальности или решил для себя обучиться на рабочую специальность, которая реально дает материальный доход.

 

На акимах областей, районов, городов и  сельских округов лежит серьезная ответственность, потому как реализация «Дорожной карты занятости - 2020» - задача государственного масштаба.

Воплощение в жизнь этого грандиозного проекта, задуманного для обеспечения благосостояния граждан Казахстана, возможно только через достижение конкретных результатов на местах. Большую и серьезную работу в этом направлении ведут местные власти каждой конкретной области, города, района, села.

 

Если говорить о наглядных примерах, их множество.  Так, Галымжан Алимкулов, не имеея специального образования, трудился чабаном в селе Казыгуртского района ЮКО. Когда в семье Алимкуловых появился на свет восьмой ребенок, Галымжан задумался о том, что на зарплату чабана ему не поднять своих детей.

 

Владея небольшим подсобным хозяйством, благодаря которому в доме всегда было свежее молоко и мясо, Галымжан Ералханович решился на расширение своего дела. В 2011 году отец семейства обратился в ближайший центр занятости, откуда был направлен на курсы основ предпринимательства. После завершения обучения, Галымжан Алимкулов разработал собственный бизнесс-план и представил его на суд кредитной комиссии. Вместе с одобрением Галымжан получил кредит, купил на них 2 десятка голов скота и корм для животных. Сегодня главу семьи Алимкуловых считают в родном селе успешным предпринимателем, который кроме того, что обеспечил достойную жизнь своим детям, дал работу нескольким односельчанам.

 

Другой наглядный пример – история 20-летнего сироты из Костанайской области Александра Гапонова. После интерната он окончил костанайский индустриально-педагогический колледж, два года жил в семье тети и перебивался случайными заработками. Желание независимости и стремление не обременять никого из родственников привело его к программе «Дорожная карта занятости - 2020».    

 

В камыстинском центре занятости молодому специалисту помогли с оформлением документов. Александр переехал в город Рудный, получив постоянную работу и квартиру, благодаря государственной поддержке.  Заселяясь в свою однокомнатную квартиру, Саша и подумать не мог, что его ждет еще один сюрприз. На новоселье парню подарили мягкую мебель и домашнюю технику.

 

Таких примеров за время действия Программ «Занятость - 2020» и «Дорожная карта занятости  - 2020» можно собрать десятки, сотни, тысячи со всех регионов страны. А главное, что это реальные истории реальных людей, которые благодаря государственной поддержке смогли реализовать себя, получить специальность, найти постоянную работу, обрести крышу над головой и надежду на достойное будущее.

 

 

Андрей Верменичев.

 

 

13.12.2013