Call-center 1411

Вы здесь

Ответ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан на публикацию в газете "Время" от 26.11.2013 г.

С интересом ознакомилась с выступлениями экспертов и благодарна изданию  за  организованное  обсуждение вопросов оплаты труда, поводом для которого послужило мое представление  в Парламенте Республики Казахстан   законопроекта «О профессиональных союзах».

Отмечая особую актуальность вопросов оплаты труда и, в частности, имеющих в ней место диспропорций, для продолжения разговора   хотела бы уточнить и достичь понимания  обозначенной мною  позиции по данному вопросу.

В условиях рыночной экономики  прямое регулирование оплаты труда государством осуществляется лишь в отношении   работников бюджетной сферы. В настоящее время оплата труда гражданских служащих регулируется  трудовым Кодексом РК и постановлением Правительства Республики от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Что же касается системы оплаты и стимулирования труда работников в частном секторе, то  «…она определяется условиями коллективного договора, трудового договора и (или) актами работодателя» (п.3 ст. 126 Трудового кодекса РК)

Государственное влияние на оплату труда в частном секторе осуществляется через механизмы установления государственных гарантий, разработку минимальных стандартов оплаты труда, участие в социальном партнерстве и государственном контроле «…за полной и своевременной выплатой заработной платы и реализацией государственных гарантий в области оплаты труда» (п.1 ст. 126 Трудового кодекса РК)

В законодательно установленном механизме ограничения установлены лишь в отношении минимальных стандартов. Ни на уровне законодательства, ни практически иных ограничений (установление «потолка», например)   не допускается даже в случае, когда возникают неоправданные диспропорции.   

Однако социальное государство и рабочее представительство, в рамках действующего законодательства, могут и должны разрабатывать инструменты и механизмы, которые обеспечивали бы реализацию конституционных гарантий, могли бы предупредить социальную несправедливость, ведущую к социальному напряжению и трудовым конфликтам.

В большинстве развитых стран основные принципы системы  оплаты труда определяются на уровне отрасли на договорной основе.

У нас, в Казахстане, отраслевые соглашения заключаются между уполномоченными государственными органами соответствующей сферы деятельности, представителями работодателей и работников, которые, в соответствии с  Трудовым кодексом должны содержать обязательства сторон, в том числе, о механизме регулирования оплаты труда.

Целесообразность отраслевого уровня принятия согласованных решений не вызывает сомнений, ибо именно  на уровне отрасли наиболее полно проявляются особенности производственного процесса, характер труда, могут быть определены требования к уровню профессиональной подготовки, знаниям и умениям работников, занятых в той или иной сфере.

Однако анализ отраслевых соглашений социальных партнеров и практической организации оплаты труда на предприятиях и в организациях  не только свидетельствуют об отсутствии единых подходов к решению вопросов оплаты труда, но и фактах прямого нарушения основополагающих принципов оплаты труда, установленных трудовым законодательством Республики Казахстан.

Зачастую отсутствует четкий порядок  определения минимальных стандартов – тарифной ставки первого разряда,  а также сетки коэффициентов оплаты труда по разрядам. В определении размеров заработной платы на предприятиях одной и той же отрасли,  тарифные ставки сгруппированы по разным классам и условиям труда, применяются различные соотношения коэффициентов в тарифной сетке. Такое  положение неминуемо приводит к нарушению связи размеров заработной с трудовыми затратами, условиями и производительностью труда; неоправданным диспропорциям в оплате труда по профессионально-квалификационным группам и внутри их.

В этой связи в моем выступлении обращалось внимание на  необходимость активного участия  профсоюзов   в принятии решений по данным вопросам и включении, соответствующих положений отраслевые соглашения социальных партнеров.

Что же касается ограничений заработной платы, то речь шла не о рекомендации их использования в Казахстане, а о примерах такой практики в крупных мировых компаниях.

Завершая, хочу сказать следующее о позиции Министерства по вопросу о регулировании оплаты труда в частном секторе.

Эффективность принимаемых решений на уровне отрасли  по вопросам системы оплаты труда в значительной степени зависит от уровня развития социального партнерства и переговорного потенциала.

С учетом международного опыта представителям работников и работодателей может быть  предложен следующий возможный вариант регулирования системы оплаты труда.

Базовым принципом построения оплаты труда работников  принимается установление зависимости заработной платы  от характера и сложности труда. С учетом законодательно устанавливаемой государством минимальной заработной платы, определяется минимальная тарифная ставка для работников  низшего разряда. Затем, в зависимости от сложности, рабочие профессии предлагается разделить по разрядам, категориям и уровню сложности (грейдам), что должно найти  свое отражение в межразрядном коэффициенте. С учетом данного коэффициента будут  определяться ставки  для работников, относящихся к более высоким разрядам.

Таким образом, устанавливается зависимость  уровня оплаты труда  и его повышения от сложности работ, производительности труда и квалификации работника. Различия в размерах заработной платы  в таком случае будут зависеть не от субъективных предпочтений, а от реальных различий в характере труда и его результатах.

Министерство заинтересовано в  конструктивном обсуждении данного предложения и с благодарностью рассмотрит высказанные в ходе этого замечания и предложения.

 

Министр                                                                                                         Т. Дуйсенова

29.11.2013