Памятка

1. Кто может стать участником программы?
2. Какие существуют направления программы?
3. Как стать участником программы?
4. Какие меры поддержки оказывает государство участникам программы?
5. Какие документы необходимо представить для участия в программе?
6. Как осуществляется содействие в трудоустройстве участникам программы?
7. Кто и куда может переехать в рамках программы?
8. Что такое социальное рабочее место?
9. Что такое молодежная практика?
10. Какие категории населения относятся к целевым группам?
11. В каком размере выплачиваются субсидии на переезд?
12. Какая зарплата выплачивается участникам программы, трудоустроенным на социальные рабочие места?
13. Как осуществляется микрокредитование участников программы?

 

КТО МОЖЕТ СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ?
Участниками Программы являются граждане Республики Казахстан и оралманы – безработные, частично занятые, малообеспеченные, самостоятельно занятые и иные категории граждан, приоритетное участие которых установлено Программой:

  • молодежь в возрасте до двадцати девяти лет, включая выпускников 11 классов общеобразовательных школ, организаций технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в течение одного года после завершения обучения;
  • воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет;
  • инвалиды, не имеющие противопоказаний для занятий трудовой деятельностью по состоянию здоровья;
  • женщины, проживающие в сельской местности;
  • лица старше 50 лет до достижения пенсионного возраста;
  • пенсионеры, вышедшие на пенсию до общеустановленного возраста;
  • лица, ранее занятые на тяжелых работах, работах с вредными (особо) и (или) опасными условиями труда и являющиеся получателями государственных пособий;
  • лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
  • лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя –юридического лица, прекращением деятельности работодателя-физического лица или по сокращению численности или штата работников.

Лица, представившие недостоверные данные при включении в состав участников Программы, выводятся из состава участников Программы и возмещают в бюджет сумму государственных расходов затраченных на оказание мер государственной поддержки в добровольном порядке, а в случае отказа – в судебном порядке.

 

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ НАПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ?
Реализация Программы осуществляется по следующим направлениям:

  1. Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением;
  2. Развитие массового предпринимательства;
  3. Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов.

 

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ?
По 1 направлению: Подготовка кадров с ТиПО:

  1. Решением районной (городской) комиссии в каждом населенном пункте создаются мобильные группы по формированию списка претендентов на подготовку кадров с ТиПО.
  2. Мобильные группы ежегодно в срок до 20 августа осуществляют поиск претендентов через получение данных от организаций образования, местной полицейской службы, местных исполнительных органов по вопросам занятости населения и акиматов поселков, сельских округов, городов районного значения и районов в составе городов и проводят с ними разъяснительные и профориентационные беседы.
    По итогам проведенной работы мобильные группы составляют списки претендентов с указанием учебных заведений и специальности согласно утвержденному перечню.
  3. Мобильные группы ежегодно в срок до 25 августа представляют сформированные списки в местные исполнительные органы по вопросам образования районного (городского) уровня для вынесения на рассмотрение и утверждение районной (городской) комиссии.
  4. Местные исполнительные органы в области образования областного уровня на основании решения районной (городской) комиссии не позднее пяти рабочих дней заключают договора с учебными заведениями о подготовке кадров с ТиПО в рамках Программы с приложением решений районных (городских) комиссий и списка обучаемых.
  5. Местные исполнительные органы в области образования районного (городского) уровня по согласованию с местными исполнительными органами в области образования областного уровня совместно с акимами поселков, сельских округов, городов районного значения и районов в составе городов в течение трех рабочих дней извещают претендентов и выдают им направления в учебные заведения.
  6. Учебные заведения в течение трех рабочих дней зачисляют заявителей в состав обучающихся.

Краткосрочное профессиональное обучение:

  1. Претенденты на краткосрочное профессиональное обучение обращаются в центры занятости населения/организации образования/ РПП / акиму сельского округа или населенного пункта с заявлением на участие в Программе и представляют необходимые документы.
  2. Организации образования/РПП/акимы сельских округов или населенных пунктов в течение трех рабочих дней передают документы и заявления, поступившие от претендентов, в центры занятости населения.
  3. Центры занятости населения в течение двух рабочих дней проверяют документы претендентов на соответствие требованиям к участникам Программы, формируют списки претендентов и направляют в районную (городскую) комиссию.
  4. Районная (городская) комиссия рассматривает и утверждает списки претендентов в течение трех рабочих дней.
  5. Центры занятости населения в течение трех рабочих дней извещают претендентов о принятом решении районной (городской) комиссии и выдают им направления в организации образования.  Претенденты, проживающие в сельских населенных пунктах, информируются через акимов сельских округов и населенных пунктов.

По 2 направлению: Микрокредитование участников Программы, реализующих или планирующих реализовать бизнес-проекты в сельских населенных пунктах и малых городах:

  1. претенденты, напрямую либо через районные филиалы РПП/акимов сельских округов и населенных пунктов обращаются в центры занятости населения для получения консультаций по мерам содействия предпринимательской деятельности и прохождения проверки на предмет соответствия требованиям к участникам Программы;
  2. претенденты, планирующие открытие микробизнеса, не имеющие сертификатов о прохождении курсов обучения основам предпринимательства,  и заинтересованные претенденты направляются для участия в проекте «Бастау Бизнес» или курсах обучения основам предпринимательства по первому направлению Программы;
  3. претенденты по направлениям центров занятости населения и с сертификатами о прохождении курсов обучения (обязательно для открывающих микробизнес) обращаются в МФО/КТ/АО «ФФПСХ» с заявлением на получение микрокредита с приложением документов, указанных в Правилах кредитования/микрокредитования в малых городах и сельских населенных пунктах, утверждаемых уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
  4. МФО/КТ/АО «ФФПСХ» проводят оценку потенциального бизнес-проекта, дают заключение и принимают решение о возможности или невозможности выдачи микрокредита.

Микрокредитование в городах, кроме малых городов:

  1. претенденты напрямую либо через районные филиалы РПП/акимов городов и районов в составе городов обращаются в центры занятости населения для получения консультаций по мерам содействия предпринимательской деятельности и прохождения проверки на предмет соответствия участникам Программы;
  2. заинтересованные претенденты направляются для участия в курсах обучения основам предпринимательства;
  3. претенденты по направлениям центров занятости населения и с сертификатами о прохождении курсов обучения (при наличии) обращаются в МФО/БВУ с заявлением на получение микрокредита с приложением документов, указанных в Правилах кредитования/микрокредитования в городах, утверждаемых уполномоченным органом по вопросам предпринимательства;
  4. участники Программы разрабатывают бизнес-план проекта и обращаются с заявкой на получение микрокредита в БВУ/МФО;
  5. БВУ/МФО проводят оценку потенциального бизнес-проекта, дают заключение и принимают решение о возможности или невозможности выдачи микрокредита.

По 3 направлению: Поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве:
Лица, желающие получить государственную поддержку по вопросам занятости, обращаются в центры занятости населения.
Центры занятости населения оказывают участникам Программы содействие в трудоустройстве:

  • на существующие в базе данных вакантные рабочие места;
  • рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно;
  • рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ;
  • рабочие места через частные агентства занятости;
  • социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также рабочие места для прохождения молодежной практики.

Участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой квалификации, направляются на подготовку кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение в рамках первого направления Программы.
Создание социальных рабочих мест:

  • Для участия в социальных рабочих местах безработные подают заявление и документы в центры занятости населения согласно Правилам организации и финансирования социальных рабочих мест.
  • Центры занятости населения консультируют безработных по вопросу трудоустройства на социальные рабочие места и выдают, в случае их согласия, направление на социальное рабочее место.
  • Работодатель извещает центр занятости населения в течение трех рабочих дней о приеме на работу или отказе. 

Организация молодежной практики:

  • Для участия в молодежной практике безработные подают в центры занятости населения заявление по форме согласно Правилам организации и финансирования молодежной практики.
  • Центры занятости населения консультируют безработных по вопросу прохождения молодежной практики и выдают, в случае их согласия, направление на молодежную практику.
  • Работодатель извещает центр занятости населения о приеме на работу или отказе.

Предоставление мер государственной поддержки для фактических переселенцев:

  1. лица, желающие участвовать в Программе, переселившиеся самостоятельно из регионов выбытия, обращаются в центры занятости населения регионов прибытия не позднее трех месяцев с момента трудоустройства на новом рабочем месте;
  2. центры занятости населения регионов прибытия консультируют претендентов о порядке и условиях участия в Программе и оказании мер государственной поддержки;
  3. при согласии, претенденты подают заявления в центры занятости населения регионов прибытия по форме и с приложением документов согласно Правилам добровольного переселения лиц для повышения мобильности трудовых ресурсов, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам занятости населения;
  4. центры занятости населения мест прибытия в течение 10 рабочих дней направляют заявления и документы претендентов на рассмотрение районной (городской) комиссии по реализации Программы;
  5. заседание районной (городской) комиссии проводится по мере поступления заявлений и документов на участие в Программе;
  6. по итогам рассмотрения документов лиц, подавших заявление на участие в Программе, районные комиссии в течение 10 рабочих дней вырабатывают рекомендации о включении либо отказе во включении в состав участников Программы граждан, оралманов;
  7. центр занятости населения в течение 5 рабочих дней со дня получения рекомендации районной (городской) комиссии принимает решение о включении либо отказе во включении заявителей в состав участников Программы (в произвольной форме);
  8. центры занятости населения мест прибытия в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении либо отказе во включении заявителей в состав участников Программы уведомляют об этом подавших заявление;
  9. центры занятости населения заключают индивидуальный социальный контракт с переселенцем и/или оралманом;
  10. критерий отбора претендентов определяется в соответствии с Правилами добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы, утверждаемыми уполномоченным органом по вопросам занятости населения.

Предоставление мер государственной поддержки для потенциальных переселенцев:

  1. лица, желающие участвовать в Программе, планирующие переселение из регионов выбытия, обращаются в центры занятости населения регионов выбытия;
  2. центры занятости населения регионов выбытия консультируют претендентов о порядке и условиях участия в Программе и оказания мер государственной поддержки;
  3. местные исполнительные органы по вопросам занятости населения регионов прибытия обеспечивают центры занятости населения регионов выбытия информацией о регионах прибытия, профессиях, по которым требуются дополнительные трудовые ресурсы, требованиях к специалистам, условиях работы;
  4. при согласии участия в Программе претенденты подают заявления в центры занятости населения регионов выбытия по форме и с приложением документов согласно Правилам добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам занятости населения;
  5. центры занятости населения регионов выбытия в течение 5 рабочих дней направляют предложение о включении в состав участников Программы в центры занятости населения регионов прибытия и уведомляют об этом заявителей;
  6. центры занятости населения регионов прибытия в течение 5 рабочих дней направляют заявления и документы претендентов на рассмотрение районной (городской) комиссии по реализации Программы;
  7. центры занятости населения мест прибытия в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о включении либо отказе включения заявителей в состав участников Программы уведомляют об этом центры занятости населения регионов выбытия;
  8. центры занятости населения регионов прибытия заключают индивидуальный социальный контракт с переселенцем и/или оралманом;
  9. после переселения и фактического трудоустройства на новом месте участники Программы подают в центры занятости населения регионов прибытия документы согласно Правилам добровольного переселения лиц для повышения мобильности рабочей силы, утверждаемым уполномоченным органом по вопросам занятости населения.

 

КАКИЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ОКАЗЫВАЕТ ГОСУДАРСТВО УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ?
В зависимости от направления Программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства участникам оказываются следующие меры государственной поддержки:
1 Направление «Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением»:

  • подготовка кадров с техническим и профессиональным образованием с учетом потребностей рынка труда;
  • краткосрочное профессиональное обучение рабочих кадров по востребованным на рынке труда профессиям и навыкам.

Участники Программы обучаются рабочим квалификациям на бесплатной основе в соответствии с Перечнем профессий и специальностей по срокам обучения и уровням образования для технического и профессионального, послесреднего образования.
Всем участникам Программы, получающим ТиПО, предоставляется:

  • стипендия;
  • компенсация за проезд;
  • горячее питание.

2 Направление «Развитие массового предпринимательства»:
1. Обучение основам предпринимательства по проекту "Бастау -Бизнес": обучение участников Программы предпринимательским навыкам, в том числе по принципам формирования сельскохозяйственных кооперативов.
Обязательным условием для участия в проекте является прохождение этапа тестирования на выявление мотивации к занятию предпринимательской деятельности.
Обучение является бесплатным для участников проекта.

2. Поддержка предпринимательских инициатив:
Микрокредиты предоставляются участникам Программы, реализующим или планирующим реализовать бизнес-проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и городах.
Участниками Программы являются безработные, независимо от регистрации в центрах занятости населения, и самозанятые с предпринимательским потенциалом и сельскохозяйственные кооперативы и их члены.
Обязательным условием для получения микрокредита участником Программы является его регистрация в налоговых органах в соответствии с налоговым законодательством.
Микрокредиты предоставляются:

  • в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах для открытия микробизнеса, расширения существующего бизнеса, создания сельскохозяйственных кооперативов;
  • в городах (кроме малых городов) для создания новых микропредприятий, расширения существующего бизнеса.

Микрокредиты для открытия микробизнеса выдаются после прохождения курсов обучения основам предпринимательства в рамках проекта "Бастау Бизнес" или основ предпринимательства в рамках первого направления Программы либо при наличии сертификата о прохождении курсов обучения основам предпринимательства в рамках других программ в течение последних двух лет.
Микрокредиты для расширения существующего бизнеса и создания сельскохозяйственных кооперативов предоставляются при условии создания новых постоянных рабочих мест.

3. Гарантирование микрокредитов в городах и на селе.

Гарантия предоставляется только по микрокредитам, выдаваемым МФО/КТ/БВУ с 1 января 2017 года на:

  • открытие микробизнеса, расширение существующего бизнеса, создание кооперативов в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах;
  • создание новых микропредприятий, расширение существующего бизнеса в городах.

Гарантирование микрокредитов, выдаваемых в сельских населенных пунктах и малых городах, осуществляется АО "КазАгроГарант", в городах - АО "ФРП "Даму".
Размер комиссий от местных исполнительных органов за гарантирование микрокредитов в сельских населенных пунктах и малых городах составляет 30% от размера гарантии, в городах - 20%.
Гарантия для участников Программы предоставляется на безвозмездной основе.
Размер гарантий для:

  • начинающего предпринимателя не может быть выше 85% от суммы микрокредита;
  • действующего предпринимателя не может быть выше 50% от суммы микрокредита.

Сумма микрокредита, подлежащего гарантированию, не может превышать восемь тысяч МРП.

3 Направление «Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов»:
1. Содействие в обеспечении занятости безработных и самозанятых:
меры государственной поддержки:

  • социальная профессиональная ориентация, помощь в выборе профессии, консультации по вопросам обучения и трудоустройства;
  • поиск подходящих вакансий и содействие в трудоустройстве;
  • содействие в трудоустройстве;
  • на существующие в базе данных вакантные рабочие места;
  • рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно;
  • рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ;
  • рабочие места через частные агентства занятости;
  • социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также рабочие места для прохождения молодежной практики.

Участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой квалификации, направляются на подготовку кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение в рамках первого направления Программы.

  • создание социальных рабочих мест;
  • организация молодежной практики;
  • организация общественных работ.

Участниками Программы, получающими поддержку в обеспечении занятости, являются лица, ищущие работу, безработные и иные лица, пользующиеся преимущественным правом в соответствии с Законом.

2. Повышение мобильности трудовых ресурсов:
В рамках Программы стимулируется территориальная мобильность трудовых ресурсов за счет содействия в добровольном переселении.
Участниками Программы по добровольному переселению на новое место жительства являются граждане Республики Казахстан, оралманы и члены их семей.
Государственная поддержка участников Программы включает:

  • предоставление субсидий на переезд;
  • возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг.

Субсидии оралманам, прибывающим в регионы, определенные Правительством, выплачиваются независимо от региона выбытия и факта трудоустройства.
Государственная поддержка для участников Программы в Восточно-Казахстанскую и Северо-Казахстанскую области по заявкам местных исполнительных органов, представленных до 1 января 2017 года, включает в себя:

  • субсидии на переезд - единовременно в размере тридцати пятикратного месячного расчетного показателя на каждого члена семьи;
  • предоставление жилищ, служебных жилищ или комнат в общежитиях, за исключением случаев, когда работодатель предоставляет работнику жилое помещение.

Меры государственной поддержки участников Программы могут оказываться как по факту состоявшегося переселения и трудоустройства (фактические переселенцы), так и планируемого переселения (потенциальные переселенцы).

 

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НЕОБХОДИМО ПРЕДСТАВИТЬ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ?
1 Направление «Обеспечение участников Программы техническим и профессиональным образованием и краткосрочным профессиональным обучением».
Участники Программы ТиПО.
При подаче заявления в учебное заведение претенденты представляют следующие документы:

  1. копия документа, удостоверяющего личность;
  2. документ об образовании (аттестат, свидетельство, диплом);
  3. справка о состоянии здоровья согласно форме 086-У первичной медицинской документации организаций здравоохранения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 6697);
  4. справка, подтверждающая категорию граждан, которым оказывается социальная помощь (при наличии);
  5. направление.

Документы, удостоверяющие личность претендента, предъявляются лично либо родителями или законными представителями.
Участники Программы краткосрочного профессионального обучения.
При подаче заявления в организации претендентом представляются копии следующих документов:

  1. документа, удостоверяющего личность;
  2. трудовой книжки (при наличии);
  3. документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также документы, подтверждающие прохождение обучения (удостоверение, сертификат) при наличии;
  4. справки о состоянии здоровья по форме 086-У первичной медицинской документации организаций здравоохранения, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан за № 6697). Копия справки о состоянии здоровья предъявляется после принятия решения о включении в состав участников.

При приеме пакета документов сотрудник центра занятости населения, организаций образования, РПП, акимата поселков, сельских округов, городов районного значения и районов в составе городов сверяют подлинность копий с оригиналами документов и возвращает оригиналы заявителю.

2 Направление «Развитие массового предпринимательства»
По проекту "Бастау Бизнес" претенденты представляют следующие документы:

  1. копию документа;
  2. удостоверяющего личность;
  3. адресную справку с места жительства по форме;
  4. заполненную анкету по форме.

Центры занятости населения осуществляют проверку списка претендентов на предмет соответствия целевой группе проекта и передают список претендентов в филиал РПП.
В рамках микрокредитования претенденты представляют следующие документы:

  1. копии документа, удостоверяющего личность;
  2. копии документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельского акима);
  3. бизнес-предложение по организации или расширению собственного дела по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам;
  4. заявку (в случае необходимости) на развитие и/или сооружение недостающих объектов инженерно-коммуникационной инфраструктуры (далее – развитие ИКИ), и/или приобретение сопутствующего технологического оборудования для инженерно-коммуникационной инфраструктуры, в том числе развития отгонного животноводства (далее – приобретение сопутствующего оборудования) для проекта по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам.

Лица, планирующие расширение собственного дела, дополнительно представляют документы, подтверждающие платежеспособность (оригинал справки банка второго уровня или его филиала с подписью и печатью, в котором обслуживается лицо, об отсутствии просроченной задолженности по всем видам обязательств лица, длящейся более трех месяцев, предшествующих дате выдачи справки, перед банком или его филиалом (в случае, если лицо является клиентом нескольких банков второго уровня или филиалов, а также иностранного банка, данная справка представляется из каждого из таких банков).

3 Направление «Развитие рынка труда через содействие занятости населения и мобильность трудовых ресурсов»
В рамках содействия занятости населения претенденты представляют следующие документы:

  1. копия документа, удостоверяющего личность;
  2. копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному месту жительства (адресная справка, справка сельских акимов);
  3. копия трудовой книжки (при наличии) или иного документа, подтверждающего трудовую деятельность (для работающих лиц из числа малообеспеченных граждан и частично занятых наемных работников);
  4. копия документа об образовании (аттестат, свидетельство, диплом), а также другие документы, подтверждающие прохождение обучения (удостоверение, сертификат);
  5. копия справки о состоянии здоровья по форме, утвержденной уполномоченным органом в области здравоохранения (предъявляется после принятия решения о включении в состав участников Программы).

Частично занятые наемные работники, кроме того, представляют акт работодателя о переводе на режим неполного рабочего времени или сокращенную продолжительность рабочего времени, или о предоставлении социального отпуска, или о вынужденном простое.
В рамках мобильность трудовых ресурсов претенденты представляют следующие документы:

  1. копия документа, удостоверяющего личность;
  2. копия документа, подтверждающего регистрацию по постоянному местожительству, и состав семьи (адресная справка, справка сельского акима);
  3. копия трудовой книжки (при наличии) или иного документа, подтверждающего трудовую деятельность (для работающих лиц);
  4. копии документа об образовании (диплом, аттестат, свидетельство), а также других документов, подтверждающих образование и квалификацию (при наличии).

Для предоставления служебного жилища и назначения субсидий на переезд участник Программы подает заявление в центр занятости населения места прибытия по форме, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, с указанием состава семьи и лицевого счета, предварительно открытого в уполномоченной организации по выдаче субсидии на переезд.
К заявлению прилагаются следующие документы участника Программы и переселившихся членов семьи:

  1. направление центра занятости населения (места выбытия);
  2. копия документа, удостоверяющего личность;
  3. социальный контракт;
  4. справка местного исполнительного органа об отсутствии жилища по месту прибытия на участника Программы и членов его семьи.

 

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СОДЕЙСТВИЕ В ТРУДОУСТРОЙСТВЕ УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ?
Для расширения возможностей трудоустройства участников Программы, оператором Программы, уполномоченными органами по вопросам занятости и центрами занятости населения осуществляется сотрудничество с частными агентствами занятости по следующим направлениям:

  • предоставление доступа к базе данных вакансий и участников Программы;
  • информирование обратившихся граждан о мерах государственной поддержки, предоставляемых в рамках Программы;
  • содействие в трудоустройстве участников Программы.

Центры занятости населения оказывают участникам Программы содействие в трудоустройстве:

  1. на существующие в базе данных вакантные рабочие места;
  2. рабочие места, заявленные работодателями самостоятельно;
  3. рабочие места, создаваемые в рамках реализуемых государственных и отраслевых программ;
  4. рабочие места через частные агентства занятости;
  5. социальные рабочие места с частичным субсидированием заработной платы, а также рабочие места для прохождения молодежной практики.

Центры занятости населения вправе привлечь частные агентства занятости для оказания услуг по трудоустройству.
Участники Программы, которые не могут быть трудоустроены из-за отсутствия необходимой квалификации, направляются на подготовку кадров с ТиПО и краткосрочное профессиональное обучение в рамках первого направления Программы.
С целью обеспечения трудодефицитных регионов рабочей силой, устранения региональных диспропорций и демографических дисбалансов, в рамках Программы стимулируется территориальная мобильность трудовых ресурсов за счет содействия в добровольном переселении.
Государственная поддержка участников Программы включает предоставление субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг.

  1. субсидии на переезд - единовременно в размере тридцати пятикратного месячного расчетного показателя на каждого члена семьи;
  2. субсидии на возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг - ежемесячно в течение двенадцати месяцев для переселившихся в городскую местность.

 

КТО И КУДА МОЖЕТ ПЕРЕЕХАТЬ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ?
Участниками Программы по добровольному переселению на новое место жительства являются граждане Республики Казахстан, оралманы и члены их семей.
Преимущественным правом для добровольного переселения на новое место жительства пользуются:

  1. молодежь в возрасте до двадцати девяти лет, в том числе воспитанники детских деревень и выпускники детских домов, школ-интернатов для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от шестнадцати до двадцати трех лет;
  2. выпускники организаций среднего, технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования в течение трех лет после завершения учебного заведения;
  3. участники первого направления Программы, завершившие обучение;
  4. оралманы;
  5. лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя- юридического лица либо прекращением деятельности работодателя- физического лица, сокращением численности или штата работников, снижением объема производств и выполняемых работ и услуг, повлекшим ухудшение экономического состояния работодателя.

Содействие в добровольном переселении из регионов выбытия в регионы прибытия не распространяется на:

  1. государственных служащих;
  2. низкоквалифицированных рабочих, относящихся к девятой группе классификатора занятий ГК РК 01-2005;
  3. руководителей, относящихся к первой группе классификатора занятий ГК РК 01-2005.

Регионами выбытия определены: Алматинская, Жамбылская, Мангистауская, Южно-Казахстанская области.
Регионы для расселения участников Программы определяются решением Правительства Республики Казахстан.
Регионы для расселения оралманов:

  1. Акмолинская область.
  2. Атырауская область.
  3. Восточно-Казахстанская область.
  4. Западно-Казахстанская область.
  5. Костанайская область.
  6. Павлодарская область.
  7. Северо-Казахстанская область.

Регионы для расселения переселенцев:

  1. Восточно-Казахстанская область.
  2. Костанайская область.
  3. Павлодарская область.
  4. Северо-Казахстанская область.

 

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛЬНОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО?
Социальное рабочее место создается работодателем по договоренности с центром занятости населения для трудоустройства безработных с субсидированием их заработной платы.
Социальные рабочие места организуются на предприятиях и организациях всех форм собственности.
Социальные рабочие места создаются отдельно вне постоянных рабочих мест и вне вакансий на постоянные рабочие места. Такие рабочие места не могут создаваться на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Количество социальных рабочих мест может быть не ограничено.
Работа на социальных рабочих местах носит временный характер. Продолжительность участия граждан в социальных рабочих местах составляет не более 12 месяцев.
Социальные рабочие места создаются для безработных, среди которых приоритетом пользуются лица, указанные в подпунктах 1) - 9) пункта 2 статьи 20 Закона.
По инициативе работодателя, при возникновении вакансии и с согласия участника допускается трудоустройство на постоянную работу до окончания срока заключенного трудового договора.
Ежемесячный размер субсидий на заработную плату безработным, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам составляет 35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Размер субсидирования заработной платы социальных рабочих мест, создаваемых неправительственными организациями для лиц с ограниченными возможностями, устанавливается местными исполнительными органами самостоятельно.

 

ЧТО ТАКОЕ МОЛОДЕЖНАЯ ПРАКТИКА?
Молодежная практика предназначена специально для получения выпускниками первоначального опыта работы по полученной профессии (специальности) в течение 3 лет после завершения обучения.
Молодежная практика предназначена специально для безработных из числа выпускников организаций образования, реализующих образовательные программы технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования по полученной профессии (специальности), завершивших обучение в течение 3 лет, и не старше двадцати девяти лет.
Молодежная практика организуется на предприятиях и в организациях всех форм собственности.
Молодежная практика проводится вне постоянных рабочих мест и вне вакансий на постоянные рабочие места. Такие рабочие места не могут создаваться на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Количество рабочих мест по молодежной практике может быть не ограничено.
Работа по молодежной практике носит временный характер. Продолжительность молодежной практики составляет не более 6 месяцев.
По инициативе работодателя, при возникновении вакансии и с согласия участника молодежной практики, допускается трудоустройство на постоянную работу до окончания срока заключенного трудового договора. При этом работодатель направляет в центр занятости населения копию приказа о приеме на постоянную работу в сроки, установленные трудовым законодательством Республики Казахстан.
Работодатель за участником молодежной практики закрепляет наставника из числа опытных работников для передачи профессиональных знаний и опыта работы.

 

КАКИЕ КАТЕГОРИИ НАСЕЛЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ К ЦЕЛЕВЫМ ГРУППАМ?
Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V ЗРК.
В целевые группы входят:

  • малообеспеченные;
  • молодежь в возрасте до 21 года;
  • воспитанники детских домов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в возрасте до 23 лет;
  • одинокие, многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей;
  • граждане, имеющие на содержании лиц, которые в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, признаны нуждающимися в постоянном уходе, помощи или надзоре;
  • лица предпенсионного возраста (за два года до выхода на пенсию по возрасту);
  • инвалиды;
  • лица, уволенные из рядов Вооруженных Сил Республики Казахстан;
  • лица, освобожденные из мест лишения свободы и (или) принудительного лечения;
  • оралманы;
  • выпускники организаций высшего и послевузовского образования;
  • лица, пострадавшие в результате акта терроризма, и лица, участвовавшие в его пресечении;
  • лица, высвобожденные в связи с ликвидацией работодателя – юридического лица либо прекращением деятельности работодателя – физического лица, сокращением численности или штата работников.

  Местные исполнительные органы могут устанавливать дополнительный перечень лиц, относящихся к целевым группам, исходя из ситуации на рынке труда и бюджетных средств, а также дополнительные меры по социальной защите.

 

В КАКОМ РАЗМЕРЕ ВЫПЛАЧИВАЮТСЯ СУБСИДИИ НА ПЕРЕЕЗД?
Государственная поддержка участников Программы включает предоставление субсидий на переезд и возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплате коммунальных услуг.
1. субсидии на переезд – единовременно в размере тридцати пятикратного месячного расчетного показателя на каждого члена семьи;
2. субсидии на возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг – ежемесячно в течение двенадцати месяцев для переселившихся в городскую местность:

  • в размере двадцатикратного месячного расчетного показателя для одного человека;
  • в размере двадцати пятикратного месячного расчетного показателя при количестве членов семьи от двух до четырех;
  • в размере тридцатикратного месячного расчетного показателя при количестве членов семьи пять и более;

3. субсидии на возмещение расходов по найму (аренде) жилья и оплату коммунальных услуг – ежемесячно в течение двенадцати месяцев для переселившихся в сельскую местность:

  • в размере пятнадцати кратного месячного расчетного показателя для одного человека;
  • в размере восемнадцати кратного месячного расчетного показателя при количестве членов семьи от двух до четырех;
  • в размере двадцатиодного кратного месячного расчетного показателя при количестве членов семьи пять и более.

 

КАКАЯ ЗАРПЛАТА ВЫПЛАЧИВАЕТСЯ УЧАСТНИКАМ ПРОГРАММЫ, ТРУДОУСТРОЕННЫМ НА СОЦИАЛЬНЫЕ РАБОЧИЕ МЕСТА?
Продолжительность участия граждан в социальных рабочих местах составляет не более 12 месяцев.
Ежемесячный размер субсидий на заработную плату безработным, трудоустроенным на социальные рабочие места, с учетом налогов, обязательных социальных отчислений и компенсации за неиспользованный трудовой отпуск без учета выплат по экологическим надбавкам составляет  35 % от установленного размера заработной платы, но не более размера минимальной заработной платы, определенной законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.
Размер субсидирования заработной платы социальных рабочих мест, создаваемых неправительственными организациями для лиц с ограниченными возможностями, устанавливается местными исполнительными органами самостоятельно.

 

КАК ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ МИКРОКРЕДИТОВАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ?
Микрокредиты предоставляются участникам Программы, реализующим или планирующим реализовать бизнес-проекты в сельских населенных пунктах, малых городах и городах.
Участниками Программы являются безработные, независимо от регистрации в центрах занятости населения, и самозанятые с предпринимательским потенциалом и сельскохозяйственные кооперативы и их члены.
Обязательным условием для получения микрокредита участником Программы является его регистрация в налоговых органах в соответствии с налоговым законодательством.
Микрокредиты предоставляются:

  • в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах для открытия микробизнеса, расширения существующего бизнеса, создания сельскохозяйственных кооперативов;
  • в городах (кроме малых городов) для создания новых микропредприятий, расширения существующего бизнеса.

Микрокредиты для открытия микробизнеса выдаются после прохождения курсов обучения основам предпринимательства в рамках проекта «Бастау Бизнес» или основ предпринимательства в рамках первого направления Программы либо при наличии сертификата о прохождении курсов обучения основам предпринимательства в рамках других программ в течение последних двух лет.
Микрокредиты для расширения существующего бизнеса и создания сельскохозяйственных кооперативов предоставляются при условии создания новых постоянных рабочих мест.
Микрокредиты в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах предоставляются через АО «ФФПСХ», а также МФО и кредитные товарищества, фондирование которых проводится через АО «Аграрная кредитная корпорация».
Микрокредиты в городах предоставляются через банки второго уровня (БВУ), микрофинансовые организации, фондирование которых осуществляется через АО «ФРП «Даму».
Микрокредиты не предоставляется на потребительские цели, погашение предыдущих займов, приобретение и строительство жилой недвижимости, приобретение земельных участков, производство подакцизной продукции.
Условия выдачи микрокредитов участникам Программы:

  1. срок микрокредита – до 5 лет, срок микрокредита для проектов в сфере животноводства и создания сельскохозяйственных кооперативов – до 7 лет;
  2. максимальная сумма микрокредита – до 8 тысяч МРП;
  3. годовая эффективная ставка вознаграждения – не более 6% годовых;
  4. БВУ/МФО/КТ/АО«ФФПСХ» запрещается взимать какие-либо комиссии, сборы и/или иные платежи, связанные с займом/микрокредитом индивидуальных предпринимателей, за исключением комиссий, сборов и/или иных платежей, взимаемых по причине нарушения индивидуальным предпринимателем обязательств по займу/микрокредиту, при этом размер таких комиссий, сборов и/или иных платежей должен быть предварительно письменно согласован с организациями кредитования, за исключением АО «ФФПСХ». 
  5. Микрокредит/кредит в сельских населенных пунктах (вне зависимости от их административной подчиненности) и малых городах не предоставляется субъектам среднего и крупного предпринимательства, определенным в соответствии с Предпринимательским кодексом Республики Казахстан.
  6. возможность получения льготного периода по погашению основного долга и вознаграждения сроком не более одной трети продолжительности срока микрокредитования по решению кредитора;
  7. в договорах между МФО/КТ/БВУ/АО «ФФПСХ» и участником Программы в обязательном порядке указывается условие по созданию новых рабочих мест, за исключением проектов начинающих предпринимателей;
  8. сроки и суммы займов определяются в соответствии с направлением деятельности участника Программы, согласно Правилам кредитования/микрокредитования в малых городах и сельских населенных пунктах, утверждаемым уполномоченным органом в области развития агропромышленного комплекса;
  9. допускается повторное кредитование/микрокредитование за счет средств, возвращенных конечными заемщиками по ранее выданным кредитным ресурсам.